Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 10 сентября 2009, в четверг, в 15:34. С того момента...

1361
просмотр
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

Хрустальный свет

Автор: LuxZ.ru
Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Хрустален ли хрусталь в хрустальной люстре? Чем горный хрусталь отличается от просто "хрусталя"? И что же такое, в конце концов, "стразы"?

Стразы… От этого слова веет модой, гламуром, шиком. Стразами украшают нижнее бельё, электрические розетки, короны всевозможных "Мисс". Люстры, разумеется, тоже украшают. Зайдёшь в салон света, и непременно продавец подведёт вас к роскошной классической люстре с висюльками, и с придыханием провозгласит, указывая на искрящиеся подвески: Страаассс! Сваровски!!! Настоящий хрусталь… Не подделка, не Китай какой-нибудь! И тут невольно вспоминаешь, что слово Страсс (Страз, Штрасс) стало широко известно, обозначая именно подделку.

В 1758 ювелир и химик Штрас (Georges Frederic Strass, 1701-1773) получил стекло с высоким (более 50 %) содержанием свинца и использовал его в производстве имитирующих бриллианты камней. Хотя первая успешная попытка производства "особого вида стекла, напоминающего хрусталь" была предпринята Георгом Равенскрофтом в ещё 1677 г. (он и добавил оксиды свинца в стекло, добиваясь большей прозрачности), именно сходство изделий Штраса с драгоценными камнями сбивало с толку непросвещенных обывателей, что давало мошенникам возможность неплохо зарабатывать на бижутерии. Вскоре ненастоящие бриллианты (а также почти-изумруды, псевдо-топазы и квази-аметисты) стали называть стразами. Получение качественного свинцового хрусталя (в современной классификации оптических стёкол - тяжёлого флинта), а так же огранка стразов стали отдельным направлением ювелирного искусства. Но в памяти народной слово страз долго ещё ассоциировалось с мистификацией, мошенничеством.

Прежде чем вернуться в настоящее время, в мир украшенных блестящими искрами джинсов и сверкающих многокаскадных люстр Faustig, рассмотрим ещё одну игривую неискренность блеска подвесок из хрусталя. Горный хрусталь… Хрусталь. Хрусталь Сваровски, хрусталь Асфур… Оптическое стекло, тяжёлый флинт… А никто и не говорил, что свинцовый хрусталь, наследие Штраса, и хрусталь горный - это одно и тоже!

Название горный хрусталь ввел в употребление древнегреческий ученый Теофраст. Происходит оно от греческого кристаллос - лед. Древние мастера-ювелиры линзами из хрусталя расплавляли металл. Народы Тибета применяли хрустальные шары (как концентрирующие бактерицидный ультрафиолет линзы) при лечении ран. Из хрусталя вырезались чаши, и кубки - и именно из них в древнегреческих мифах боги, герои и цари вволю вкушали древнегреческое вино. В зной египетские фараоны прикладывали ладони к гладким и холодным шарам из ледовитого камня - для охлаждения царственных рук.

И разумеется, волшебный лёд использовался в амулетах и украшениях. И используется по сию пору, несмотря на то, что ещё в XVII веке знаменитый английский физик Роберт Бойль окончательно и четко определил горный хрусталь как минерал, а современная наука прозаично называет его двуокисью кремния. И уже в XVIII веке дорогой розовый вид горного хрусталя - аметист - хитроумно подменялся стеклом, изготовленным по технологии Штраса, с добавлением окиси кобальта. Чтобы не путаться, горный хрусталь и называют горным, в отличие от просто хрусталя - стекла с добавлением оксида свинца (в современном производстве хрусталя наряду с этим соединением также используют оксиды бария и цинка).

Итак, хрустальные подвески на люстре - они вовсе не из горного хрусталя (за исключением эксклюзивных моделей), так же, как и стразы на пряжке ремня - не всегда бриллианты. Но какая, в конце концов, разница, если красиво? И висюльки на хрустальной люстре - это тоже не такая простая вещь, как пластиковые подвески люстры Каскад (в СССР считавшейся всенепременной принадлежностью гостиной или зала). Игра света, практичность, престиж - всё это зависит от трёх составляющих: материал, огранка, имя производителя.

Помимо упомянутого уже хрусталя, в светотехнической промышленности для изготовления подвесок и других рассеивающих элементов широко используются и другие оптические стёкла, с меньшим содержанием свинца и прочих добавок. ГОСТ 24315-80 гласит: если содержание свинца, бария или цинка составляет не менее 10%, продукция является хрустальным стеклом, малосвинцовый хрусталь содержит 18-24% оксида свинца, дорогой свинцовый хрусталь - 24-30%, элитный высокосвинцовый - более 30%. Европейская классификация: Crystalline (кристалин) - 1-15% оксида свинца, Crystal (хрусталь) - 16-23%, Full Lead Crystal (свинцовый хрусталь) - 24-30%. Доргой европейский хрусталь: Crystal D'Arques (Франция), Riedel (Австрия), Spiegelau и Bauscher (Германия) с 24-процентным содержанием оксида свинца и 33-процентный Waterford (Ирландия). Swarovski STRASS используют хрусталь с содержанием окиси свинца не менее 32%.

Что дают эти добавки? Во-первых, вес. Хрусталь тяжелее стекла. Во-вторых - прочность. В-третьих, разумеется, стоимость повышается с повышением процента добавок. Но самое главное - эти добавки дают неповторимую игру света на изделиях из хрусталя: от помпезной люстры до маленькой бусинки. Сухо, по-научному, говорят о высокой дисперсии и достаточной для тонкой огранки прочности материала. А если отвлечься от люстр, если вспомнить древнегреческих героев, поднимающих кубки… Звон хрусталя - мелодичный и долгий - не спутаешь с глухим перестуком стеклянных стаканов.

Огранка и полировка придают изделию законченный вид, во многом определяя его стоимость. Чёткие грани, большое их количество и геометрическая точность радуют глаз игрой разноцветных бликов. Качество поверхности определяет также удобство ухода - если мы говорим о люстрах, например, то пыль и мельчайшие водяные брызги не оседают на добротно обработанных кристаллах. Форма и цвет изделия тоже многое определяют. Дизайн бус, подвесок и других элементов убора люстр следует за модой: если раньше были популярны подвески мягкой, обтекаемой и миндалевидной формы, то сегодня также популярны скошенные углы и ассиметричные композиции. Есть и традиционные формы, неизменно украшающие классические светильники: chaton (огранка, как у ювелирного камня), flatback (плоский бриллиант), капля, дубовый лист, соляной кристалл.

Назначение люстры вполне утилитарно, но издавна светильникам отводилась роль статусных принадлежностей интерьера. А где статус - там, зачастую, и роскошь. А где роскошь - там Имена. Сваровски, Прециоза, Богемский хрусталь… Помните, в "Мимино" на суде выяснилось, что люстра, которую герой случайно стулом задел, была не богемская? Кроме известных производителей хрусталя, есть и известные фабрики света, использующие его в своих произведениях. И, хотя под маркой Swarovski также производятся светильники (в основном - встройка), на весь мир известны имена производителей люстр из хрусталя - такие, как Faustig, Schonbek.

Кто-то ищет светильник роскошный и дорогой, отдавая предпочтение не столько изысканности форм, сколько количеству дорогого хрусталя, позолоте и пышности дизайна. Другие хотят найти соответствие интерьера жилища своему внутреннему миру, разыскивая люстру, выполненную по дизайну, подходящего именно им. Третьи считают, что назначение интерьерного светильника - освещать жилую зону, и всякие там висюльки и кренделя лишь осложняют эту задачу. Но даже самые строгие, технологичные и аскетичные дизайнеры и производители - нет-нет, да и включат толику хрусталя в свои произведения. Ведь игра бликов на кристалле всегда радует глаз - и хрустальный свет делает мир дружелюбнее.

© LuxZ.ru При цитировании, полностью или частично, указание источника обязательно.

Источник: http://luxz.ru/crystal.html

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: