Статья добавлена 6 августа 2013, в вторник, в 13:22. С того момента...
969 |
просмотров |
0 | добавлений в избранное |
0 | комментариев |
Представлена в разделах:
Настоящий Стелс
F-35 должен с минимальными конструкционными различиями быть самолетом обычным и самолетом вертикального /укороченного взлета/посадки. Наконец, при жестко заданном малом весе он должен быть и истребителем, и ударным самолетом, причем с возможностью од
«Единый ударный истребитель» Joint Strike Fighter F-35 демонстрирует еще больший отход от идеи максимальной малозаметности. С этой машиной вообще сложно, как, пожалуй, ни с какой другой. Ее варианты, как можно более унифицированные, должны удовлетворять требованиям ВВС США, ВМС США и командования морской пехоты США. То есть всех вообще. Такое сотворить пробовали много раз, число успехов можно сосчитать по пальцам одной руки. Вдобавок F-35 должен с минимальными конструкционными различиями быть самолетом обычным и самолетом вертикального /укороченного взлета/посадки. Наконец, при жестко заданном малом весе он должен быть и истребителем, и ударным самолетом, причем с возможностью одновременно вести сражение с воздушным и наземным противником — при единственном члене экипажа!
При таком наборе требований малозаметность уходит на задний план еще радикальнее, чем у F-22.От многих решений «стелс» пришлось отказаться в пользу более простых. Самолет СВВП должен иметь предельно эффективную двигательную установку для того, чтобы обеспечить энергосбережение — и вот на F-35 уже нет плоского сопла, а есть обычное, осесимметричное, прекрасно отражающее радиосигнал и свободно «светящее» высокотемпературной струей. От оклейки самолета радиопоглощающими «обоями» отказались в пользу покрытия поверхностей спецкрасителем, содержащим РПМ. Говорят, правда, что этот краситель способен поглощать радиоволны в широком диапазоне, начиная с частот поисковых радиолокаторов. Большие композитные панели обшивки, сопрягаемые с минимальными зазорами и совсем без ступенек, могли минимизировать толщину и количество швов, но эта технология проиграла с точки зрения массовых характеристик.
Конечно, интегральная архитектура планера, продуманное соотношение углов стреловидности поверхностей и наклона граней фюзеляжа, соединение верхней и нижней частей планера под острым углом, минимально возможные закругления во всяческих сопряжениях делают свое дело, но за ними, как можно видеть, следят уже далеко не так строго.
Заявленная стоимость F-35 —47 млн долларов для машины с обычным взлетом и посадкой и 78 млн для палубной модификации, но это цифра не разработчика, а заказчика, что, как показывает мировая практика, две большие разницы. Ну и опять же вспомним 45 млн за F-15E, несущий более 11 тонн бомб и ракет, без сколько-нибудь серьезных ограничений на их массы и размеры. А вдвое более дорогой F-35 в «стелс»-режиме в своих двух отсеках донесет до цели, да и то в перегрузку, две 900-килограммовые бомбы и 4 ракеты «воздух— воздух». В обычном режиме потянет до 5450 кг на внешней подвеске, но тогда прощай, невидимость!
Подводя итоги можно констатировать, что три десятилетия, миновавшие после создания F-117, ознаменовались постепенной сменой парадигмы. Все-таки боевой самолет в первую очередь должен хорошо летать, быть надежным, неприхотливым, технологичным и доступным для пилотов массовой квалификации. С другой стороны, учет требований радионезаметности при создании боевых самолетов, бывший тридцать лет назад большой экзотикой, сегодня является едва ли не обязательным. Есть все основания полагать, что он останется таковым и в будущем.
Источник: http://pemont.by