Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 20 июня 2010, в воскресенье, в 18:26. С того момента...

4377
просмотров
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

Верная рука - друг индейцев

Автор: Андрей
Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Статья об использовании образа индейцев в кинематографе и массовой культуре



Своеобразный индейский культ сложился в России довольно давно. Первым официально зафиксированным индеанистом, по всей видимости, был великий князь Алексей. Зимой 1872 года он осуществил свою заветную мечту, отправившись в Америку  охотиться на бизонов. Там его сопровождали 600 индейцев племени сиу во главе с вождем по имени Пятнистый Хвост. В начале 20-го века игры в индейцев уже были повсеместно распространены среди детей Российской Империи. Под воздействием приключенческих романов складывался образ гордого и свободолюбивого обитателя прерий, сражающегося с полчищами хищных колонизаторов. В советские годы этот образ, можно сказать, получил официальное благословение.

Краснокожие на экране

Забавно, что лучшие фильмы про индейцев снимались там, где их и в глаза не видели – в Европе. В американских вестернах коренным жителям континента никогда не отводилась значительная роль. В основном, им приходилось выполнять функции своеобразной декорации-массовки либо же играть свирепых и кровожадных варваров. Классический приключенческий сюжет всегда требовал однозначного деления героев на "хороших" и "плохих". В вестерне на роль “плохих” были назначены индейцы. Они нападали на белых переселенцев, грабили,  убивали и снимали скальпы со всех, кто подворачивался под их мускулистые руки. 

Совершенно иначе индейцы выглядели в европейском кинематографе. Первые индейские фильмы начали снимать на родине «немецкого Фенимора Купера» – Карла Мая. В 60-е годы в ФРГ была выпущена серия боевиков про вождя апачей "Краснокожего джентльмена" Виннету. В основу сценариев легли сюжеты знаменитого романиста. Фильмы моментально завоевали огромную популярность, которая быстро проникла через Берлинскую стену. И вот в 1965 году на ГДР-овской студии ДЕФА был снят первый восточногерманский вестерн «Сыновья Большой Медведицы». В роли вождя краснокожих снялся  не слишком еще известный югославский актер Гойко Митич. С этой картины начался грандиозный индейский сериал. За неполных 20 лет было снято 12 фильмов – «Чингачгук Большой Змей», «След Сокола», «Белые волки». Одни названия этих фильмов заставляли учащенно биться сердца мальчишек всей Восточной Европы и выстраиваться в очереди к кассам кинотеатров. Фильмы, можно сказать, делались всем социалистическим миром – съемки проходили на Балканах, в Крыму и на Кавказе, в степях Средней Азии и Монголии. Совместно со студией ДЕФА в них участвовали кинематографисты из Югославии, СССР, Румынии, Болгарии. Главной же звездой этих лент был несравненный Гойко Митич, он же Митя Гайкин на сленге тогдашних советских детей. Для пацанов из многих стран он был Арнольдом Шварцнеггером, Ван Даммом и Джеки Ченом в одном лице. Рассказывают, что дочь актера, герой которого в одном из фильмов убил героя Митича, подверглась обструкции со стороны одноклассников. Созданные несостоявшимся преподавателем физкультуры образы благородных и отважных воинов произвели впечатление и на настоящих индейцев. Когда в 1996 году в резервации племени тао состоялся фестиваль восточногерманских индейских фильмов, индейцы назвали Митича своим братом и приняли в племя. Но еще поразительнее другой случай. В свое время представителями немецкого культурно-этнографического общества «Красный Круг» подарили племени сиу-дакота в штате Южная Дакота копию фильма «Сыновья Большой Медведицы». Через некоторое время после показа фильма в 1973 году в ряде резерваций вспыхнуло восстание, которое прогремело на весь мир как «Индейская революция в Вундед Ни». Среди причин восстания агентами ФБР был назван факт демонстрации фильма «Сыновья Большой Медведицы». Картина была объявлена провокацией спецслужб ГДР. Вот уж воистину – великая сила искусства!

Тем не менее, это не помешало американским критикам презрительно назвать европейскую «индеану» истерном, как бы подчеркивая его вторичность в сравнении с настоящим американским вестерном. Да, действительно это не был вестерн – при внешней схожести обязательных атрибутов жанра, суть была противоположной. После этих фильмов дети играли в «хороших» индейцев, не желая становиться «плохими ковбойцами». Современный российский философ Александр Дугин отмечает, что в изображении индейцев существуют две традиции: атлантистско-англосаксонская и евразийско-германская, позже переданная русским. Первая из них трактует индейцев как «краснокожих дьяволов», зло. Вторая, напротив,  видит в индейцах жертв, которые заслуживают соучастия и любви. В соответствии с этими традициями и появлялись на экране образы-антиподы. Однако, не стоит спешить обвинять американцев в жестокосердии. Нельзя забывать, что если европейские киношники оперировали с идеализированными индейцами из книг Карла Мая, который сам никогда в прериях и не бывал, то голливудские режиссеры  снимали фильмы о людях, с чьими предками воевали их деды.


Кстати, о Карле Мае. Долгое время его имя находилось в ГДР под запретом из-за того, что Гитлер назвал однажды его своим любимым писателем. Поэтому индейские фильмы официально считались экранизациями романов гэдээровской писательницы Лизелотты Вельскопф-Хенрих, по сути, переписанных с оригиналов Карла Мая. Писатель был реабилитирован только в начале 80-х. Учтя огромную популярность «истернов», парт-руководство породило версию, согласно которой "сын немецкого пролетария" Карл Май был "борцом против американской политики разбоя и массового истребления индейцев". А в 1983 году Эрих Хонеккер лично принял решение открыть в родном городке Мая "Музей индейцев Радебойль". По иронии судьбы именно в этом году студией ДЕФА был снят последний индейский фильм.

Поэтом можешь ты не быть, но быть индейцем ты обязан

После  исчезновения индейцев из репертуаров кинотеатров популярность их как-то враз сошла на нет. Одно поколение краснокожих пацанов повзрослело (последние из могикан!), а новое, выросшее им на смену  как-то не восприняло романтику прерий и вигвамов.

Сами же индейцы сейчас они вовсю борются – нет, не за свободу – за запрет на употребление традиционных индейских имен в корыстных целях. Они   уже добились прекращение выпуска сигарет "Дакота" (название племени) и пива "Бешеный Конь" (имя великого вождя). Любопытно, удастся ли им запретить автомобили «Чероки» (племя) и «Понтиак» (еще один вождь), хоккейную команду "Черные Ястребы из Чикаго" и крылатую ракету "Томагавк"?   А как насчет канадской столицы Оттава, названной по имени одного из племен? Сейчас такой индеец пошел – в законах насобачился не хуже любого сутяги-адвоката. Вот, например, американские индейцы предъявили властям иск на кругленькую сумму в 137 миллиардов долларов. Суть претензий такова. 150 лет назад федеральное правительство стало распоряжаться богатствами, расположенными в резервациях – рыть шахты, добывать нефть и другие полезные ископаемые, а индейцы с этого ничего не имели. Вот теперь и требуют отстегнуть причитающуюся долю.  
   

Да, непохоже все это на того индейца, которому «надо только одного». То ли дело мудрый Дон Хуан, пришедший ко вчерашним почитателям Виннету и Чингачгука со страниц книг Карлоса Кастанеды. Став старше, они нашли себе новых мустангов, которые уносили их в бескрайние просторы виртуальных прерий. Своего рода, уход во внутреннюю резервацию. Или может наоборот – выход из резервации? Кто его разберет. Ясно только, что массовой индеанистике пришел каюк.

 

Источник: Стань королем сальсы

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: