Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 10 октября 2010, в воскресенье, в 19:11. С того момента...

2577
просмотров
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

Масоны в Украине и Григорий Потемкин

Автор: Dima
Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

Екатеринослав, что на Днепре, заложенный в 1787 году, был задуман не только как третья столица огромной Российской империи, Южная Пальмира, но и как воплощение самых сокровенных чаяний Григория Потемкина.

На Украине Григорий Потемкин заложил город масонов 

Екатеринослав, что на Днепре, заложенный в 1787 году, был задуман не только как третья столица огромной Российской империи, Южная Пальмира, но и как воплощение самых сокровенных чаяний Григория Потемкина. Он сам составил проект «Начертание города Екатеринослава" от 6 октября 1786 г.», в основе которого лежало два архитектурных объекта – Дворец и Преображенский собор. И каждый из них нес в себе неразгаданную тайну. 
Их разгадкой занялся кандидат исторических наук, доцент кафедры российской истории Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара, краевед Максим КАВУН. При написании диссертации на тему «Происхождение и ранняя история Екатеринослава» он столкнулся с отсутствием в местных архивах старинных документов: что было утеряно, что сгорело во время войны. А вот в московских и питерских архивах отыскалась интересная информация.

Почему Потемкин для города определил гору? 

Упорство, с которым Потемкин отстаивал идею постройки города на гранитной труднодоступной и безводной горе, поражало как его современников, так и нынешних архитекторов. По правилам того времени на горе возводили замки, а не города. Это было и удобней, и дешевле, да и нормы классицизма требовали для четкой планировки низменных площадей. Возможно, всему виной свойственная Светлейшему гигантомания? 
А возможно, как делает вывод Максим Эдуардович, в Преображенской горе он видел некую аналогию с храмовой горой Иерусалима? 
В пользу этой версии свидетельствуют четыре артефакта: Преображенский храм, Потемкинский дворец с системой прорытых под ним подземных ходов, и топографические карты. 
Разберемся с ними по порядку. 

Преображенский храм 

Потемкин приказал спроектировать его «в подражание Святаго Павла, что вне Рима», четвертого по значению и старейшего из сохранившихся христианских храмов, возведенного в 323 году при императоре Константине. Но – Екатеринославский храм должен был быть на «аршинчик» длиннее. 9 мая 1787 года Екатерина ІІ и император Священной Римской империи германской нации Иосиф II собственноручно уложили в его основание первые два камушка. А когда кортеж покинул местность, началась закладка фундамента. Его стоимость обошлась казне в 71102 рубля. Были вырыты глубокие рвы, положен дикий камень с известковой заливкой. Началось возведение стен. 
Для своего храма Потемкин выбрал тип базилики с тремя нефами, присущий византийской традиции (в русском православии использовался крестово-купольный стиль с пятью нефами). 
Строительство было прервано внезапной смертью Потемкина, случившейся 5 октября 1791 года на дороге из Ясс (он там простудился и, по слухам, был отравлен). Лишь в 1830-1835, при Николае Первом, собор наконец возвели, но в сильно уменьшенном виде. 

Потемкинский дворец 

Первое каменное сооружение нового города было тоже построено по типу базилики. В нем Светлейший никогда не жил (и даже так ни разу и не побывал), но обустраивали его капитально. Для каких целей – не совсем понятно, ибо вся внутренность одноэтажной, вытянутой постройки представляла собой один длинный холл. 
Максим Кавун:
- Значение Дворца мы поймем, если возьмем в руки второй Генеральный план города, хранящийся в московском архиве. Первый план в 1783 году начертил француз Клод Геруа, и 13 октября 1786 года Екатерина подмахнула «Быть по сему». Но Потемкина этот проект не устроил, и он пригласил своего фаворита – архитектора Ивана Старова. В историю европейского градостроительства начертанный им план вошел как один из лучших образцов 18 века. 
Главным его достоинством является трехлучевая система. Центральную нагорную часть города сформировали улицы, исходящие из потемкинского дворца. Таким образом, вместе с четвертой линией нагорный Екатеринослав представлял собой гигантский равнобедренный треугольник, медианой, биссектрисой и высотой которого служила линия, идущая от дома Его Сиятельства к кафедральному собору. Иными словами, получались огромные… глаз и циркуль. Рукоятью молотка выступила центральная ось между собором и дворцом. А его металлическим навершием служил «Дворец Его Светлости». 
Имела хождение и такая легенда. Согласно поверьям, Потемкин знался с нечистой силой. Да и обликом своим напоминал беса: темная кожа, огромный рост, лицо лешего. Одного глаза не было, а другой сильно косил, за что Гришка получил кличку «Циклоп». Как поговаривали в народе, свою резиденцию он строил для ведьмовских шабашей. Потому, после его смерти, свыше полувека никто ею не занимался, и когда-то помпезное здание, с пышным внутренним убранством, превратилось в сплошные руины. Выходы в подземелья были наглухо заколочены и завалены землей, чтобы обитающие там призраки не тревожили жителей несостоявшейся Южной Пальмиры. 
И тут мы подошли к третьей загадке – подземным ходам. 


Подземный детектив 

О подземных туннелях под Потемкинским дворцом упоминают два источника: воспоминания жены регента архиерейского хора Александры Никитишны Молчановой, напечатанные в Екатеринославском юбилейном листке 1787-1887 года, и свидетельства историка Дмитрия Яворницкого («История города Екатеринослава», 1937). 
«В начале шестидесятых годов (19 века. – Авт.), когда новые обвалы провалья подошли близко к юго-восточному крылу дворца, тогда еще стоявшему в полуразрушенном виде, - писала Малчанова, - открылось отверстие подземного хода, выложенного из кирпича в виде арки; многие пробовали входить в него, но дальше 10 сажен не могли, потому свечи и фонари гасли и дышать было очень трудно». 
В 1914 году, во время прокладки канализационных труб, у дворца на глубине сажени (1 сажень = 2,1 м) был обнаружен еще один подземный ход. 
"Свод сложен из кирпича типа XVIII века, - вспоминал Дмитрий Яворницкий. - Под ходом отрыта была ниша, сложенная уже из дикого камня, в которой можно только сидеть или же стоять не во весь рост, а на коленях. Провал … идет к западу, параллельно саду, и к востоку, где теряется в глубоком овраге. … За неимением средств на основательное обследование того хода, был снят лишь небольшой план его, помещенный в местном историческом музее".
Сейчас того плана уже нет – то ли затерялся, то ли сгорел во время войны. А может, и не было его никогда. Так что никто исследованием туннелей на протяжении 200 лет так и не занимался. Ну а среди ученых и краеведов твердо укрепилась мысль, что сведения о подземных лабиринтах не более чем красивая легенда. 
Каково же было назначение лабиринта? И был ли он вообще?
Максим КАВУН:
- Первая версия такова. Чтобы снабжать водой город на горе, Потемкин разработал специальную Программу по устройству водоснабжения, впоследствии утерянную. На горе, в районе нынешнего пересечения улицы Фурманова и проспекта Карла Маркса, по его приказу был вырыт бассейн 30 м глубиной. В него, согласно мемуарам современников, не раз падали жители, добирающиеся в темноте до реки. Подземные ходы, прорытые от Дворца Потемкина, как раз и представляли собой систему акведуков, насквозь пронизывающих гору.  
Согласно второй версии, подземные ходы были «изюминкой» многих усадебных парков XVIII века. По неписаному кодексу, от дома к расположенному на пруду островку или павильону должны были вести несколько подземных лабиринтов. Причем вовсе не в целях безопасности. Подобными играми развлекались хозяева и их гости. Не исключено, что именно так всё обстояло и в Екатеринославе. 
Максим КАВУН:
- Один ход шел к Днепру, где среди скал был устроен грот, откуда можно было незаметно переправиться на Монастырский остров. Потемкин рассчитывал, что Екатерина задержится в его стольном граде на несколько дней, и заранее подготовил, чем развлечь и удивить державную гостью. Эти выходы не раз наблюдали в 19 веке. Второй ход вел через балку к деревянному дворцу губернатора и архиерейскому дому, расположенным на единственной выстроенной при Потемкине улице, недалеко от нынешней гостиницы «Рассвет». А третий почему-то шел параллельно Дворцу, перед его фасадом, и вел непонятно куда. Однако планов их нигде не сохранилось.
Выстроить подземный лабиринт, по мнению историка, на то время было вполне по плечу. Ведь на строительство города было послано 12 полков. А что они делали, так и осталось непонятным.

Пока ученые терялись в догадках, я решила поискать ходы самостоятельно. На городском форуме gorod.dp.ua по поводу заброшенной мною темы разгорелся жаркий диспут. 

ДИСПУТ
«Сосед: 
- В больнице Мечникова, на месте хирургии, была часовня. Там был ход в сторону собора, но до конца пройти не удалось, метров через 100 упирались в кирпичную кладку.
Павел: 
- 30-35 лет назад вход в бомбоубежище еще был, а щас с остановки трамвая можно попасть лишь в его малую часть, далее заложено и покрашено, а-ля так и надо, а вообще оно громадное. Вход был еще на Фучика, наполовину завален... Потемкинские туннели вполне могли "военизировать", так что попасть в них не так просто будет и вряд ли они будут иметь первоначальный вид.
Виталий:
- ...на случай мобилизации там строились склады под землей для быстрого развертывания армии. Такие вещи строились под прикрытием строительства метро. Такое есть во всех городах, где есть метро.
Бывалый:
- Хода действительно есть. С друзьями 3 раза спускались. Правда, всё старое и может рухнуть. Местами видны ремонтные работы, заливали бетоном возможно во время войны.
Но всех за пояс заткнул Дмитрий. 
«Что вы рассказываете о каких-то планах, бумагах? - попрекнул он меня. - Я лет 30-35 назад сам лично лазил по этим ходам: Первый ход находился с правой стороны от Преображенского собора. Второй из бомбоубежища или фильмохранилища возле остановки 1 трамвая парк Шевченко. До Днепра, правда, не доходил - мешали кованые ворота с заваренными швами, а под парком лазили. Если хотите найти планы, то они в архивах КГБ или НКВД».

На другой день мы с ним уже стояли на указанной остановке. Дмитрий оказался бизнесменом ЧУГУНОВЫМ. И рассказал следующее:

Сразу за церковной оградой у «мили» начинался спуск в подземелье
- Я жил на Октябрьской площади. И в детстве (начало 70-х) мы раз пять спускались под землю, с фонариками-жучками. Бродили там, игрались, прятались. Ребята постарше лазили чаще. Доступным для пролаза был только один ход. Потом милиция стала гонять нас, участковый даже домой приходил, предупреждал, что если поймает – в детскую комнату отведет. Это было странно, ведь никаких несчастных случаев в туннелях ни с кем ни разу не произошло. Затем отверстия стали всячески закрывать – решетками, проволочными конструкциями, но мы их взламывали.
- Ход в подземелье начинался от Преображенского собора, напротив верстового камня (памятного знака в виде пирамидки, которые расставлялись в десяти верстах друг от друга по пути движения царского поезда на Юг в 1787 году и служили своего рода маяками). Перед входом стояли кованые ворота, но одну половину спёрли, так что мы проникали туда без труда. Вниз вели широкие гранитные ступени. Два пролета, затем площадка и что-то типа штольни в сторону церкви, но заложенная. Затем спуск опять вел вниз, на глубину метра три. Лет пять назад я разговаривал с батюшкой, и он сказал, что знает о наличии подземного хода к церкви, но никто из служителей вниз никогда не лазил.
По воспоминаниям Дмитрия Юрьевича, за оградой, ближе к музею Комсомольской славы, размещалась просторная площадка, к которой вела винтовая лестница. От нее шло два туннеля: один широкий направо – к центральному входу в парк Шевченко, а другой - метров 20-30 в длину и узкий – к Днепру. Дальше он был заварен бронированной дверью. 
- В широком туннеле спокойно помещались втроем, высота была где-то с человеческий рост, потолок сводчатый. Стены кирпичные, а пол – каменный, выложенный широкой квадратной брусчаткой. На расстоянии три-четыре метра были вбиты железные кольца – видимо, в них вставлялись факелы. Иногда путь преграждала доморощенная решетка, приходилось пролезать под потолком, или же между прутьев.
В районе трамвайной остановки от туннеля отходил еще один ход - к бывшему подземному бомбоубежищу, которое после войны использовалось как фильмохранилище. От него остался прикрытый железной плитой квадратный лаз. 
От хранилища в сторону Днепра отходило узкое ответвление, но оно было закрыто старинными коваными воротами с заваренными швами. На воротах висел замок. И что крылось за ними, никто не знает. 
Главный туннель был неровный, с небольшим изгибом, и покато спускался вниз, к парку. Выложен он был капитально, но ни кабелей, ни труб не имел - одна голая кладка да заложенные ниши в стенах. Кое-где на стенах виднелись надписи: «Мин нет» - значит, во время войны ходом пользовались.
- Из него наверх выходило несколько колодцев, кое-где со скобами в стенках. А вниз - пара-тройка ливневок. 
У Дворца туннель вновь раздваивался: одно ответвление, закрытое старинной дверью, шло к Днепру, в район нынешнего «Бартоломео». 
ДМИТРИЙ:
- Вылезали мы из подземелья за Потемкинским дворцом через вентиляционную шахту: т.е. трубу со скобами. Ее периодически заваривали, закрывали железной решеткой с замком. Но мы без особого труда преодолевали препятствия. 
Пути за шахтой не было: туннель наглухо закрывала кованая дверь с каким-то гербом. Какие секреты хранил там Потемкин (по чьему распоряжению рылись ходы), что прятал, так и осталось тайной.


За этой железной плитой возле трамвайной остановки располагалось бомбоубежище, соединенное с туннелем проходами
Информацию дополнила 74-хлетняя пенсионерка Анна Терентьевна ЛЕПША. 
- В 1969-1979 годах, работая мастером производственного обучения обувного объединения (оно находилось на месте нынешнего клуба «Цунами»), я неоднократно бывала в подземном лабиринте. При нашем объединении находилось училище на 600 мест, и в рамках начально-военной подготовки мы водили туда своих ребят, чтобы наглядно продемонстрировать им, что надо делать в случае войны. Сам лабиринт в те годы использовался в качестве бомбоубежища. Военный отставник Николай Васильевич Черепанов, которого ребята называли Коля-ключ, открывал металлические двери, ведущие в лаз возле нынешней трамвайной остановки «парк Шевченко». В первых помещениях там хранили старые пленки и фильмы. В лабиринте мы проводили практические занятия, нас учили пользоваться противогазами, а также показывали, где и как здесь укрываться в случае чего. Во время учений вверху открывался люк, для вентиляции. Запомнилось, что Николай включал свет, но пользовались и фонариками. Потом какое-то время дверь в лаз стояла незапертой – ребята сбили замок, и вниз лазил кто хотел. Когда же при пожаре погибли двое ребятишек (их выбросило взрывной волной), вход замуровали, а нас водить вниз перестали. 
Ширина хода была небольшой, а от стен отходило несколько рукавов. В них размещались стеллажи с противогазами, защитными комбинезонами, огнетушителями и прочим оборудованием. В самом же Преображенском соборе в то время размещался склад обувного объединения. 



Первоначальный герб Екатеринослава в виде пирамиды
Екатеринослав – город масонов? 
В российском архиве древних актов Максим Эдуардович обнаружил первые проекты городского герба 1796 года, которые составлялись еще при Екатерине Второй (официальный герб со знаменитым Е2 утвердили в 1811 году, при Александре Первом). 
- Вот глядите, - для сравнения историк развернул перед нами однодолларовую бумажку. – Это большая печать Соединенных штатов на долларе. Она изображает пирамиду – известный масонский символ, стремление к прекрасному миропорядку, над ней находится глаз – лучезарная дельта или Всевышний разум, от которого расходятся лучи. Очень важно, что под пирамидой идет дата основания Соединенных штатов – 1776 год. Вокруг нее – надпись на латыни: новый порядок созидаем. На первом Екатеринославском гербе мы видим ту же пирамиду, только вместо глаза – вензель Екатерины, Е.И.В. с короной, от которого исходят лучи. И внизу – дата основания города, 1787 год. На втором варианте эта пирамида помещена в геральдический щит и еще более похожа на американскую. Остается лишь гадать, что означает такое сходство двух совершенно различных символов. 
На эти мысли наводит и сам статус Потемкина. 
- Он был больше, чем генерал-губернатор, его называли вице-королем Юга, - напомнил краевед. – А еще – Архитектором и Светлейшим – термины, используемые в масонских ложах. Известно, что он находился под их сильным влиянием. Правда, состоял ли сам в какой-либо ложе, неизвестно. 
Необычны и музыкальные пристрастия «Григория Нечесы», как прозвали его казаки. 
- У масонов музыка несет особую нагрузку, - просветил нас историк. – Поскольку, по их мнению, способна перевернуть мир. 
За год до основания города Потемкин подал Екатерине доклад по поводу создания в Екатеринославе “университета купно с академией музыкальной или консерваториею“, почти на 80 лет опередив ее открытие в Петербурге. Место для университета было определено тоже на горе, между нынешней областной больницей Мечникова и казармами бывшего Симферопольского полка. А в качестве дирижёра оркестра ему удалось заполучить… самого Вольфганга Амадея Моцарта. Русский посол в Вене Андрей Разумовский доносил: «Хотел было я отправить к Вам первого пианиста и одного из лучших композиторов в Германии, именем Моцарта. Он недоволен своим положением здесь и охотно предпринял бы это путешествие». Однако приехать в Екатеринослав венскому виртуозу помешала болезнь, во время которой он (кстати, по заказу одной из лож) спешно писал «Волшебную флейту» - оперу, насыщенную масонскими идеями. 

Новый Иерусалим? 
По мнению историка, екатерининский фаворит видел Малороссию неким субгосударством, переходным между Российской империей и новой Византией, которую они с Екатериной мечтали возродить согласно «Греческому проекту», разработанному в царских кулуарах. 
- Это уже не подвергается сомнению, - убежден он. - Интересно, что вся изображенная на Плане система развернута на юг. И даже на памятнике медная Екатерина своей рукой указывала в сторону Византии, которую она планировала отвоевать. Таким образом, весь город носит на себе черты той геополитической ситуации, которая сложилась к 1780-м годам. 
Этому противоречит лишь одно «но». Ко дню закладки Екатеринослава 9 мая 1787 года Потемкин посвятил императрице стих: 

«Из мертвых здании разбросанныя камни 
Последуя твому божественному гласу 
В приятной легкий строй 
Составят вновь Афины» (а вовсе не Константинополь). 

- Идея города была такая. Из мертвых камней, которые остались от предыдущих эпох, создать на горе Город-эталон. 
Кстати, на это прямо указывал и сам Светлейший в «Начертании города Екатеринослава» от 6 октября 1786 года: 
"… тут все условия к возведению "идеального" города - центра управления колонизационными процессами на Юге империи… в знак, что страна сия из степей безплодных преображена попечениями вашими в обильный вертоград, из обиталища зверей в благоприятное пристанище людям из всех стран текущим". 
- Это чисто масонская идея, - поясняет Максим Эдуардович, - получившая развитие с эпохи Возрождения. Идеальный город искали и Томас Мор (утопический остров), и Кампанелла (Город Солнца). Наша идея города возникла на стыке двух путей поисков: градостроительных и культурологических, как воплощение «Греческого проекта». 
Однако ссылка на древнегреческий полис, коему планировалось уподобить центральную часть города, была тоже ложной. «Урбанистический демиург» своим единственным глазом глядел намного дальше. Есть намеки на то, что на Днепре он планировал возвести… новый Иерусалим. 

- Так или иначе, но тайна основания города пока нераскрыта. И никакие рационалистические объяснения того, почему 30 тысяч человек планировалось заселить на гору, на которой нет воды, не выдерживают никакой критики, - считает краевед. – Потемкин был великим провидцем, опередившем свое время на столетия. 

Любовь РОМАНЧУК

Источник: "От заката до рассвета" Любовь РОМАНЧУК

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий: