Извините, вы уже голосовали за эту статью!
0       12345 0 голосов
Ø
Жалоба:
 
Есть причина пожаловаться?

Статья добавлена 19 апреля 2009, в воскресенье, в 18:36. С того момента...

4914
просмотров
0 добавлений в избранное
0 комментариев

Представлена в разделах:



Top 5 àвтора:

Пушкин. Путями поиска и открытий

Автор: Валерий
Тема:

Сообщение:
 
Написать автору
 

ПУШКИН. ПУТЯМИ ПОИСКА И ОТКРЫТИЙ «Шутки Пушкина» 3-я глава. Девица К.И.Т.- кто она? В шаге от разгадки…

 

ДОКУМЕНТАЛЬНО- ДОСТОВЕРНЫЙ  ДЕТЕКТИВ

              ОТ  ВАЛЕРИЯ  КУЗНЕЧИКОВА

 

 

                                  НАШЛА ТУЧКА...

                                  (третья  глава)

До сватовства к Натал(анонсии Гончаровой Пушкин, «числящийся по России», был, похоже, мало озабочен своим низким гражданским чином. Да это и понятно - не было в огромной империи сочинителя более известного читающей публике, чем Пушкин. Он это понимал, получал тому множество подтвер­ждений. И, находясь в постоянной нравственной оппозиции к самодержавию, к правительствам и Александра I, и Николая I, Александар Сергеевич и не рассчитывал на сколько-нибудь зна­чительную чиновничью карьеру. Но при этом очень дорожил своим дворянским достоинством, проявляя особое внимание к прошлому своего рода, будучи склонным при этом иногда даже несколько преувеличивать его знатность.

   Дворянство же Гончаровых весьма недавнее. При Петре I их предок - оборотистый торговец и промышленник Афанасий Абрамович, как принято говорить, выбился в люди, выдвинулся из купеческой среды. Екатерина II в 1789 году ввела в дворянское Российской империи достоинство Гончаровых, но фактически они уже давно вели жизнь богатых дворян и породнились со старин­ной знатью. В их роду есть даже очень заметное историческое лицо - Петр Дорофеевич Дорошенко - прадед Наталии Николаев­ны. Сподвижник Богдана Хмельницкого, украинский полково­дец и дипломат. П.Д.Дорошенко был гетманом Правобережной Украины в 1665-1676 годах. Но это, так сказать, для полноты картины, чтобы вновь вернуться к Пушкину.

Единственным надежным источником доходов Александра Сергеевича, как известно, был его литературный труд. Но пре­бывал при этом он в постоянных денежных затруднениях, в зависимости от издателей и книгопродавцев, от кредиторов, от везения или невезения за карточным столом. Но самое главное  для Пушкина - был он в зависимости и от царя (цензора), и от       правительства...

Через десять дней после помолвки (16 апреля 1830) Алек-
сандр Сергеевич обращается с письмом к Бенкендорфу: ­
   
           «Генерал,

  С крайним смущением обращаюсь я к власти по совершенно личному обстоятельству, но мое положение и внимание, которое до сего времени изволили мне оказывать, меня к тому обязывает. Я женюсь на м-ль Гончаровой, которую вы, вероятно, виде­ли в Москве. Я получил ее согласие и согласие ее матери; два возражения были мне высказаны при этом: мое имущественное  состояние и мое положение относительно правительства. Что касается состояния, то я мог ответить, что оно достаточно, бла­годаря его величеству, который дал мне возможность достойно жить своим трудом. Относительно же моего положения я не мог скрыть, что оно ложно и сомнительно. Я исключен из службы в 1824 году, и это клеймо на мне осталось. Окончив Лицей  в     1817 году с чином 10-го класса, я так и не получил двух чинов, следуемых мне по праву, так как начальники мои обходили меня при представлениях, я же не считал нужным напоминать о себе. Ныне, несмотря на все мое доброе желание, мне было бы тягостно вернуться на службу. Мне не может подойти подчи­ненная должность, какую только я могу занять по своему чину. Такая служба отвлекла бы меня от литературных занятий, ко­торые дают мне средства к жизни, и доставила бы мне лишь бесцельные и бесполезные неприятности. Итак, мне нечего об этом и думать. Г-жа Гончарова боится отдать дочь за человека, который имел бы несчастье быть на дурном счету у государя...» В завершение письма Пушкин просит оставить это свое пос­лание в тайне.

Умный человек, тонкий политик граф Бенкендорф не мо­жет не понимать, к чему подводит его первый поэт России. Хотя просьба эта и завуалирована, намек очевиден. Чтобы же­ниться на Натали, Пушкину нужна официальная «реа­билитация» со стороны власти. Таковой может быть получение двух чинов, «следуемых ему по праву». То есть речь идет о чине коллежского асессора, который бы поставил Александра Сергеевича вровень с гончаровским главой семейства.

Но главное не в этом. С чином коллежского секретаря, его жена - красавица, призванная блистать в свете, просто, соглас­но этикету, не сможет попасть в высшее петербургское общест­во. А это и для матери - Наталии Ивановны, и для самой невес­ты имеет значение наипервейшее.

Увы, намек Пушкина «не найдет понимания» ни у Бенкен­дорфа, ни у царя. Против женитьбы на девице Гончаровой они не возражают, но и только.

Пройдет полтора года прежде, чем (14 ноября 1831 г.) Пуш­кин будет определен тем же чином в ведомство государствен­ной коллегии иностранных дел Министерства иностранных дел, а в декабре того же года высочайшим указом его произведут в следующий чин - титулярного советника. За 15 лет он продви­нется по чиновничьей лестнице только на одну ступень. До де­душкиного чина так и не дорос...

Ну, а что касается «камер-юнкерства» Пушкина, то об этом своем придворном звании он известно как отозвался - царь «упек его в камер-пажи под старость лет», чтобы иметь возможность танцевать с Наталией Николаевной на балах. Так что относи­тельно своего собственного положения в придворной иерархии, в «высшем свете» Александр Сергеевич не заблуждается. Это «пожалование» Пушкина камер-юнкерством в конце 1833 года - одно из самых драматических событий в его биографии пос­ледних лет. Но мы опять зашли далеко вперед, и нам нужно снова вернуться в апрель 1830-го.

Итак, Пушкин на свое обращение к властям удовлетворяю­щего его ответа не получил. Самолюбие Александра Сергеевича несомненно уязвлено. А тут еще дедушка напирает со своими просьбами, а затем и претензиями. Надо думать, что первый раз Афанасий Николаевич «озадачил» статуей своего будущего родственника во время их первой (и, кажется, последней) встре­чи 27 мая 1830 года в Полотняном заводе. Жить дедушке осталось три года с небольшим. Афанасий Николаевич умер 8 сентября 1833-ro.

Теперь читатель в очередной раз вправе спросить: «А какое отношение эта глава-вставка имеет к теме нашего исследова­ния?» Да самое прямое. Именно она и подводит нас к следую­щей разгадке.

                            *          *           *

 

                                  

 
 
 
 

Ответов пока нет.

Комментàрии 


Комментариев к этой статье ещё нет.

Пожалуйста, подождите!
Комментарий:
В тèму:

Cтатей на эту тему пока нет.